Один из первых мусульман и один из десяти осчастливленных вестью о Рае,основатель Куфийской школы тафсира и фикха.
Известно, что его отец принадлежал к племени Абдулла бин Харис бин Зухры, поэтому Ибн Мас’уд так же считался членом этого племени. Из-за того, что Ибн Мас’уд был выходцем из бедной семьи, до принятия ислама он был неизвестен, известно лишь, что он пас овец, принадлежащих Укбе бин Абу Муайту. Некоторые исследователи считают, что Абдулла Ибн Мас’уд был третьим, после матери правоверных Хатиджы и Али, принявшим ислам, сам же он говорил, что счастлив тому, что принял ислам шестым. Касательно его принятия ислама, наряду с риваятом о том, как Ибн Мас’уд своими глазами увидел удивительное чудо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в то время когда он (Ибн Мас’уд) пас овец, существуют сообщения о том, что Ибн Мас’уд принял ислам до того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поселился в доме Аркама и до принятия ислама Умаром (да будет доволен им Аллах). Мать Абдуллы бин Мас’уда, Умму Абд бинт Абдувед и брат, Укба, также в числе первых мусульман. Так как про отца Ибн Мас’уда известно немногое, Абдуллу бин Мас’уда называли «сподвижник, сын сподвижницы» или же «Ибн Умму Абд» с привязкой к имени матери. После принятия ислама он отдалился от ярого врага ислама Укбы бин Абу Муайта и посвятил себя религии и служению Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).
Как и другие мусульмане Мекки он подвергся унижениям и мучениям многобожников и чтобы избежать этого, Ибн Мас’уд присоединился к переселенцам в Эфиопию. Ибн Мас’уд был первым, кто, не побоявшись многобожников, открыто прочитал суру из Корана, стоя около Каабы, также он был среди первых переселенцев в Медину. В Медине Посланник Аллаха побратал его с Зубейр бин Аввамом и Муаз бин Джабалем. Ибн Мас’уд участвовал во всех битвах и военных походах, которые случились при жизни Пророка. За день до битвы при Бадре, примкнул к разведывательному отряду, а при битве отличился тем, что нашел раненого Абу Джахиля и убил его. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) воздал хвалу Всевышнему за смерть Абу Джахля, которого он называл «фараоном общины», похвалил Ибн Мас’уда и отдал ему меч Абу Джахля.
В период проживания в Медине, для Абдуллы бин Мас’уда и его матери был выделен дом за мечетью Пророка, кроме того, им было разрешено в любое время заходить в дом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Из-за такой тесной связи, те, кто не знал семью Ибн Мас’уда, считали их членами семьи Пророка. Ибн Мас’уд посвятил себя служению Посланнику Аллаха, подавал ему обувь, когда он хотел куда то пойти, сопровождал Пророка, идя впереди него, прикрывал занавесью, когда Пророк мылся, будил его, когда нужно было совершать намаз и снимал и охранял сандалии Пророка, когда тот садился для разговора или отдыха. Ибн Мас’уд обладал красивым голосом и очень красиво читал Коран. Среди сподвижников считался наиболее похожим на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), с точки зрения нрава и образа жизни. Ибн Мас’уд проявлял усердие, стараясь перенять образ жизни, внешний вид, нрав и привычки Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Помимо служения Пророку, он обучал исламу мусульман, которые недавно приняли истинную веру. Ибн Мас’уд один из тех немногих, которые не покинули Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в момент паники при битве Ухуд. После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда по территории Аравийского полуострова прошлась волна вероотступничества (ридда), среди тех, кого Абу Бакр выбрал для охраны Медины и защиты стратегических пунктов был и Ибн Мас’уд.
Халиф Умар назначил Ибн Мас’уда судьей и казначеем Куфы. Впоследствии, когда на должность судьи был назначен Шурейх, Ибн Мас’уд выполнял должность казначея. После мученической смерти халифа ‘Умара (да будет доволен им Аллах), Ибн Мас’уд вернулся в Медину и жил там какое-то время, пока халиф ‘Усман не назначил его снова на ту же должность и снова в Куфе.
Про его умственные способности и таланты, достаточно, как доказательство, такое выражение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Если бы я, не советуясь с ними, назначил бы руководителя, то назначил бы Ибн Умму Абда» (Тирмизи, «Манакыб» 38). Когда жителий Куфы упрекнули халифа ‘Умара, что де, он делает большие подарки для жителей Шама и тем самым оказывает им больше внимания, 'Умар ответил им, что он назначил в Куфу такого человека как Ибн Мас’уд и жители Куфы, тем самым, оказались в более выгодном положении (Ибн Кайим, ‘Илам-уль муваккы’ин, I, 17). Из этих слов можно сделать вывод о ценности в глазах халифа, Ибн Мас’уда, как руководителя. Так же можно считать как доказательство безосновательности слов Арена Жан Венсинка тот факт, что при халифе ‘Умаре наместником Куфы был Аммар бин Ясир, при халифе ‘Усмане Са’д бин Абу Ваккас, иногда у Ибн Мас’уда случались разногласия с этими, действительно великими, сподвижниками и тогда как эти наместники лишались своих постов, Абдулла бин Мас’уд долгое время оставался на своем посту. Кроме официальной занятости в Куфе, Ибн Мас’уд также вел научную деятельность, его преподавательская деятельность в дисциплинах тафсира и фикха заложила основу правовой школы Куфы.
Прожив какое-то время в Медине, Ибн Мас’уд заболел и умер в возрасте 60 лет. Заупокойный намаз над ним читал халиф ‘Усман (по некоторым данным Аммар), Ибн Мас’уд был похоронен на кладбище Бакый в Медине. Востоковед Вадет, основываясь на труды Ибн Касира и Ибн Хаджара приводит мнение, что Ибн Мас’уд был захоронен в Куфе, но это мнение ошибочно, так как и Ибн Касир и Ибн Хаджар считают версию о захоронении Ибн Мас’уда в Медине более правильной. (Ибн Касир, «аль-Бидая» VII, 163; Ибн Хаджар «аль Исаба», IV, 235)
Современники описывали Ибн Мас’уда как человека невысокого роста, смуглого и худощавого телосложения. Он был очень скромным, одевался в чистые и красивые одежды. Отпускал длинные волосы и пользовался благовониями, по которым его можно было узнать даже в темную ночь. У него было две жены Райта и Зайнаб (Ибн Са’д, VIII, 290) и три сына: Абдуррахман, Утба и Абу Убейд. Пророк дал Ибн Мас’уду кунью (прозвище) Абу Абдуррахман еще до того, как у него появились дети и Ибн Мас’уд назвал своего первого сына Абдуррахманом.
Однако истинное величие личности и дел Абдуллы бин Мас’уда не стоит искать в его делах на политических и административных поприщах, оно в в полной мере проявляется в деле становления исламских наук.
Место Ибн Мас’уда в «Хадисоведении»
Ибн Мас’уд услышал и передал большое количество хадисов благодаря тому, что он одним из первых принял ислам и почти все свое время находился возле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Также он передавал хадисы от таких сподвижников, как ‘Умар, ‘Усман, ‘Али и др. (да будет доволен ими Аллах). От Ибн Мас’уда передавали хадисы Абу Муса аль-Аш’ари, Ибн ‘Аббас, Имран бин Хусайн, Джабир бин ‘Абдулла, Анас бин Малик и Алкама бин Кайс, Масрук, Абида ас-Салмани, Амр бин Шурахбиль, Харис бин Кайс. Из 848 хадисов, которые передал Ибн Мас’уд, большую часть он услышал непосредственно от Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), эти хадисы можно найти в «Муснеде» Ахмад бин Ханбаля и «Сунане» ат-Тирмизи. 64 хадиса приводят в своих книгах Бухари и Муслим, кроме того Бухари приводит еще 21 хадис, а Муслим 35. Итого в «Сахихе» Бухари 85 хадисов, переданных от Ибн Мас’уда, а в «Сахихе» Муслима 99. Ибн Мас’уд был известен тем, что в первое время был противником записывания высказываний Пророка, но в то же время он был очень щепетилен в вопросах пересказа хадисов. Среди его учеников и передатчиков хадисов много жителей Куфы, так как Ибн Мас’уд долгое время жил и преподавал в этом городе, также большое количество ученых приезжало к нему с разных концов халифата, чтобы записать хадисы, которые он передавал.
Место Ибн Мас’уда в знании Корана
Ибн Мас’уд сослужил большую службу мусульманской общине в сфере знаний Корана заложив фундамент иракской школы тафсира. Иракская школа, как в вопросах фикха, так и вопросах тафсира, не на последние места ставила анализ или суждения (рэ’й) и многие ученые ислама были воспитанниками иракской школы. Знания Ибн Мас’уда опирались на знания Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). Пророк любил слушать чтение Корана Ибн Мас’удом, так как Ибн Мас’уд отличался красивым голосом. Среди сподвижников Пророка он был одним из лидеров в вопросах заучивания Корана, количество сур которые он заучил непосредственно от Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) перевалило за семьдесят. (Бухари, «Фаза’илуль Кур’ан», 8). Известно, что Ибн Мас’уд на своих уроках вначале прочитывал суру, потом объяснял значение каждого аята и каждого слова по-отдельности, что занимало не мало времени, а также объяснял нормы и правила Шариата, опирающиеся на эти аяты. При толковании аятов, смыслы которых сокрыты и неясны, главным источником для Ибн Мас’уда были Коран и Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но иногда он высказывал собственные суждения, и делал свой иджтихад.
В исторических источниках есть сведения, что некоторые сподвижники, и Абдулла бин Мас’уд один из них, украдкой записывали некоторые изречения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которые касались разъяснения (тафсира) тех или иных аятов Корана. Всем известно, что такие хадисы являлись, по сути, тафсиром из уст Пророка и не несли никакой другой смысловой нагрузки, кроме как облегчение в понимании смысла аятов Корана. Но, несмотря на это, венгерский востоковед Игнац Гольдциэр постарался пробудить сомнения в умах своих читателей, утверждая, что до конца не ясно, эти записанные слова являются объяснением аятов или же, их функция - исправление текста оригинала. (Мазахиб-ут-тафсир-иль ислами, стр. 21). Однако абсолютно точно известно, что эти заметки на некоторых личных свитках носят поясняющий характер, а вовсе не изменяют оригинальный текст. Так, к примеру, положение мазхаба Ханафи, о необходимости соблюдать трехдневный пост за нарушенную клятву непрерывно (а не просто три отдельных дня), взято из такого примечания Ибн Мас’уда, из пометки в виде слова «мутатабиат», написанным над 89 аятом суры «Маида» (5-89). Также в 93 аяте суры «аль Исра» (17-93) пометка над словом زُخْرُفٍ مِنْ (мин зухруф) в виде написания слова من ذهب(мин зэхэб), в переводе «из золота», всего лишь облегчает понимание словарного значения слова.
Востоковеды приводят некоторые предания о противостоянии Ибн Мас’уда с халифом ‘Усманом и Зайд бин Сабитом, в связи с комиссией, сформированной для распространения Корана (см. Блашер стр 63-64). Однако, общеизвестно, что позиция Ибн Мас’уда встретила неодобрение со стороны сподвижников Пророка и Ибн Мас’уд сам, в последствии, сожалел о своем противостоянии. Вообще то, когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) назначил Зайд бин Сабита собирать Коран в единый том, Ибн Мас’уд не высказал ни возражения, ни недовольства. Только приказ халифа ‘Усмана о уничтожении всех личных экземпляров Корана, вынудил Ибн Мас’уда выйти наперекор воли халифа. К тому же, он выразил свое недовольство тем, что когда выбрали Зайд бин Сабита на такое великое служение, ему (Ибн Мас’уду) не дали ни каких обязанностей и поручений.
Между тем, Абу Бакр аль-Анбари связывает выбор Зайда бин Сабита двумя халифами, не смотря на то, что Ибн Мас’уд принял ислам раньше Зайда и являлся более достойным, тем, что Зайд бин Сабит лучше всех знал Коран наизусть и его письмо и почерк были более красивыми. Также, одной из причин не назначения Ибн Мас’уда на дело сбора Корана, является нежелание отрывать его от важных дел и от процесса его научной и образовательной деятельности в Куфе. Кроме того, возможно, причина такой позиции Ибн Мас’уда по отношению к Зайду, кроется в понимании искреннего служения религии. Так, Ибн Умар передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Учите Коран у этих четырех: Ибн Умму Абд (Ибн Мас’уд), Муаз бин Джабаль, Убей бин Ка’б и Салим». Также не нужно забывать и такие слова Пророка: «Кто хочет читать Коран также, как он был ниспослан, пусть читает чтением (кыраатом) Ибн Умму Абда» (Муснад, I, 26). Ввиду всего этого, можно понять чувства Ибн Мас’уда, который являлся признанным авторитетом, и его протест, когда ему не только не отвели роль в таком важном деле, как собирание Корана в единый том, но и более того, ему приказали уничтожить, сжечь его личный экземпляр Корана.
Игнац Гольдциэр, описывая выдающееся место, которое занимали Ибн Мас’уд и Убей бин Ка’б в вопросах знания Корана, по сравнению с остальными сподвижниками, опираясь при этом на хвалебные слова Пророка, говорит, что эти двое были на более высоком уровне, чем ‘Усман и Зайд бин Сабит, и их чтение было более известным, при этом Гольдциер обвиняет мусульман в том, что мусульмане не придают этому нужное значение. («Мазахиб уль тафсир-иль Ислами», стр. 16). Но это не соответствует истине. Мусульмане, конечно же, знают место этих сподвижников в истории развития ислама и их ценность. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил хвалебные слова по отношению к ним, но не нужно забывать, что он также хвалил и многих других сподвижников. С точки зрения академической этики и простой логики нет ничего правильного в обвинении в неправоте в ситуации, которая протекала на виду как ансаров (жителей Медины) так и мухаджиров (переселенцев) и в вопросе, по которому сформировалась единая точка зрения. Например, Ибн Аббас, чья позиция и знания в области тафсира непререкаема и общеизвестна, сказал: «Мой кыраат (способ чтения Корана) – кыраат Зайда, но от кыраата Ибн Мас’уда я взял больше десяти чтений» (Ибн Абу Дауд. Китаб-уль Мешахиф, стр 55)
Утверждения Ж. К. Уаде о том, что Ибн Мас’уд в своем тафсире склоняется к позиции шиитов и что он, якобы, являлся сторонником их идей, не опирается на научные и объективные доказательства. Так же как и любой мусульманин, Ибн Мас’уд питал любовь к членам семьи Пророка и утверждение, что он являлся шиитом, выпячивая вперед его обиду, причины которой описаны выше, на халифа ‘Усмана, не сходится с исторической действительностью. Более того, когда Ибн Мас’уд находился на смертном одре, хазрат ‘Усман приходил его навестить и спрашивал его пожелания. После его смерти халиф сам совершил над ним заупокойную молитву. Из факта их беседы можно сделать вывод, что обида, про которую идет речь, не была столь значительной.
В сфере тафсира и кыра’ата Ибн Мас’уд воспитал многих учеников, самые известные из них: Хасан аль-Басри, Катада, Абу Абдуррахман ас-Сулями и Абу Амр аш-Шайбани.
Место Ибн Мас’уда в фикхе
Подобно значимости фигуры Ибн Мас’уда в знании Корана и хадисов, в сфере фикха он также занимает значимое место. Ибн Мас’уд сказал: «Клянусь Аллахом, нет такой суры в Коране, про которою я бы не знал где она была ниспослана, и нет такого аята, про который я бы не знал из-за кого он был ниспослан, но вместе с тем, если я слышал что есть кто-то, кто лучше меня знает книгу Аллаха, я шел к нему и брал от него свою пользу (обучался знанию) (Бухари, Фазаил-уль-Кур’ан 8).
Когда стал халифом хз. ‘Умар, он отправил Ибн Мас’уд в Куфу для того, что бы он вел работу по вопросам судопроизводства, воспитания и образования. Город Куфа в то время представлял сплав жителей различных по своим культурам, образу жизни и духовным ценностям. Абдулла бин Мас’уд долгое время находился в этом городе и встал во главе научной деятельности Куфы. Он сыграл значимую роль в создании и становлении Куфийской школы тафсира, кыра’ата и фикха. Исходя из исторических источников, можно сказать, что кроме него, нет ни одного сподвижника, чьи мнения и фетвы (решения) были бы записаны его учениками (Ибн Каййим, I, 20). Ввиду того, что Ибн Мас’уд полностью посвятил себя делу распространения знаний, количество и качество его учеников превосходит эти показатели остальных сподвижников. Как естественный итог этого, в областях Ирака, наряду с мнениями сподвижников, с хз ‘Умаром и хз. ‘Али во главе, больше всего распространились мнения и решения Ибн Мас’уда. Позднее положения Куфийской школы были систематизированы Абу Ханифой, однако основным основателем этой школы является Ибн Мас’уд. Иракскую школу фикха определяют основные два принципа «В вопросах, на которые не возможно найти ответов в источниках (насс)(Коран и Сунна) следует прибегать к суждениям (рэ’й) и аналогиям», а также «Предпочтение иджтихада хадисам, чья достоверность под сомнением». Эти два подхода, в основе своей, опираются на образ мышления Ибн Мас’уда. Ибн Мас’уду принадлежат такие слова: «Если кто то из вас окажется в ситуации, когда нужно выносить решение, пусть сначала смотрит в Книгу Аллаха, если не найдет там ответа, пусть ищет в решениях Посланника Аллаха, если не найдет и там, пусть обращается к решениям искренних предшественников. Если он не может найти решение ни в одном из этих, пусть обращается к собственным убеждениям. Если и это не может, то пусть откажется от вынесения решения» (Ибн Каййим, I, 63). Также известно, что когда Абдулла бин Мас’уд выносил решение по вопросу, ответ на который не мог найти в Коране и Сунне, он говорил: «Если (решение) правильно, то это от Аллаха, если ошибочно, то это от меня и от шайтана; Аллах и его Посланник чисты от этого» (Ибн Каййим, I, 81).
Первое поколение ученых, которые напрямую получали знания от Ибн Мас’уда и в дальнейшем сыграли значительную роль в становлении Куфийской (Иракской) школы фикха: Алькама бин Кайс, Асвад бин Йезид, Абида ас-Салмани, Масрук бин Аджда, Амр бин Шурахбиль и Харис бин Кайс. В цепочке ученых возводящих до Абу Ханифы первое звено Алькама бин Кайс, далее следуют одни из его лучших учеников Ибрахим ан-Нахаи и Шаби. Следом идет один из их известнейших учеников Хаммад бин Абу Сулейман; он является одним из основных учителей Абу Ханифы, у которого он учился на протяжении 20 лет. Кроме Абу Ханифы представителями Куфийской школы и наследниками знаний Ибн Мас’уда можно назвать таких ученых, как Суфьян ас-Саури, Ибн Абу Лейла и Ибн Шубрум.