Об Исламе • Основы Ислама.
Рифк - быть вежливым и воспитанным по отношению к людям.
Слово «рифк» переводится, как «предпочтение всего легкого, что касается слов, выражений, действий и поступков». Быть вежливым и воспитанным по отношению к людям.
Рифк-одно из нравственных качеств личности, которое особенно хвалил Аллах и Его Пророк (с.г.в.). В Коране сообщается следующее:
«Добро и зло не могут быть равны; так оттолкни же зло добром, и тот, кто ненависть к тебе питает, в родного друга обратится. И не даровано сей чести никому, помимо тех, кто с отрешением терпел. И не даровано сей чести никому, помимо обладателей великой доли». «Фуссилат», 41/34-35.
«Лишь с милосердия Аллаха воздержан ты и кроток с ними, а будь ты груб и сердцем непреклонен, они б покинули тебя и разбрелись».
Призывая людей и воспитывая их, стараясь улучшить их нравственность, Мухаммад (с.г.в.) всегда брал за основу мягкое и доброжелательное отношение к людям. Советуя своим последователям быть вежливыми и воспитанными, он при этом говорил следующее:
«Аллах милостив к Своим рабам. И кто пытается облегчить жизнь людей, Аллах доволен им. И что касается тех, кто затрудняет жизнь людям, то Он забирает у них все хорошее и отдает тем, кто облегчает».
В другом хадисе Пророк (с.г.в.) говорил:
«Где есть мягкость и легкое обхождение, там всегда присутствует красота. Где нет хороших отношений, там нет ничего хорошего».
Мухаммад (с.г.в.) обходительно и учтиво относился к людям, особенно к бедуинам, недавно приняшим Ислам и не получившим нормального воспитания, поэтому лишенным элементарных правил поведения. Он никогда не поступал с ними грубо, совсем наоборот, он делал все возможное, чтобы привлечь их к себе. Из жизни Пророка (с.г.в.) можно узнать множество примеров, когда он с пониманием относился к грубым выходкам новообращенных. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказал такую историю:
«К Пророку (с.г.в.) пришел некий бедуин. Совершив намаз в углу мечети, он поднял руки и стал возносить следующую молитву:
«О мой Аллах! Окажи милость мне и Мухаммаду. Никому, кроме нас двоих, не оказывай свою милость!»
Мухаммад (с.г.в), который в это время находился в мечети, услышав странную просьбу бедуина, стал улыбаться. Затем, повернувшись к бедуину, промолвил:
«Ты слишком ограничил беспредельную милость Аллаха!»
Бедуин посидел немного рядом с Пророком (с.г.в), а когда ему захотелось сходить по нужде, он, не выходя из мечети, отошел в угол и там справил малую нужду. Присутствующие в мечети сподвижники, заметив поступок бедуина, опешили и растерялись. Некоторые стали кричать: «Не делай этого!», другие разозлились и бросились прямо на него, чтобы удержать от этого постыдного занятия. Однако Мухаммад (с.г.в) сразу вмешался, сказав:
«Оставьте его в покое, пусть он закончит свое дело!»
Затем он приказал вылить на то место, где бедуин справил свою нужду, большое ведро воды. Следом успокоил своих сподвижников, сказав им:
«Вы посланы в этот мир для того, чтобы облегчить жизнь людей, а не для того, чтобы затруднить!»
Так как бедуины, проживавшие в безлюдной пустыне, не могли долго оставаться рядом с Мухаммедом (с.г.в), они не могли как следует научиться правилам поведения в обществе.
Поэтому они порой совершали такие действия в присутствии Пророка (с.г.в). Однако он был настолько добрым и мягким по характеру, что никогда не наказывал и не высказывал им за это. Пророк Мухаммад (с.г.в) не мог на них разгневаться и обругать их. Даже своих сподвижников просил относиться к ним со снисхождением.
Благодаря такому отношению Мухаммада (с.г.в) эти люди сильно любили его и быстрее изучали положения Ислама. Как рассказывал после этот бедуин, ставший впоследствии верным сподвижником Пророка (с.г.в): «Посланник Аллаха никогда не грубил и не ругал мусульман. Только один раз он предупредил меня о следующем:
«В мечетях нельзя справлять нужду, ибо они построены для поминания Аллаха и для совершения намазов».
Следующую историю рассказывает Муавия ибн Хакам (радыйааллаху анху):
«Во время выполнения намаза вместе с Мухаммедом (с.г.в) кто-то из присутствующих чихнул. Я сразу сказал ему «ярхамукаллах». Все мусульмане стали косо на меня посматривать. Тогда я стал кричать: «Горе мне! Горе мне! Почему вы так на меня смотрите?»
Они стали хлопать руками об свои колени, давая знать мне, чтобы я помолчал. Я сильно разозлился, но не стал что-либо говорить и замолчал. Ни до него, ни после него я не встречал такого учителя, каким был он. Клянусь Аллахом, он ничего не сказал мне и не ударил. Когда мы закончили намаз, обращаясь ко мне, промолвил:
«Данный вид поклонения называется «намаз». Когда совершают намаз, мирские разговоры вести запрещено, так как намаз состоит из поминаний Аллаха, слов восхвалений в Его адрес и чтения Корана».
Абдуллах бин Икраш (радыйаллаху анху) со слов отца рассказал нам такую историю:
«Мои соплеменники из рода Мурра бин Абида послали в Медину вместе со мной материальные средства, выплаченные в качестве закята. Когда я приехал в Медину, Мухаммад (с.г.в) сидел среди ансаров и мухаджиров. Взяв меня за руки, он повел меня в дом Уммы Салямы. Когда мы вошли в дом, он спросил у своей благородной супруги:
- Есть ли в доме что-либо съестное?
Нам принесли поднос с большими кусками мяса. И мы принялись есть. Я стал выбирать мясо со всей посуды, а Пророк (с.г.в) ел только те куски, что лежали перед ним. В какой-то момент он взял левой рукой мою правую и сказал:
«О, Икраш! Ешь перед собой, так как еда везде одинакова на вкус!»
Потом нам принесли целый поднос, наполненный свежими и сушеными финиками. На этот раз я старался есть только перед собой. Однако Пророк (с.г.в) брал финики отовсюду и, обращаясь ко мне, промолвил: «О, Икраш! Ешь там, где пожелаешь, ибо в посуде финики неодинаковы».
В этой истории мы видим, как Мухаммад (с.г.в) в мягкой форме, стараясь не обидеть человека, взял его за руку и принялся рассказывать ему о правилах поведения за столом. Также тем, что взял за руку Икраша, он показал дружеское расположение. Такое обхождение навсегда оставило след в памяти молодого человека, и он никогда не забывал об этом правиле.
Весьма примечательны в связи с нашей темой следующие воспоминания мусульман. Аббад бин Шурахбил рассказал такую историю:
«Одно время я испытывал крайнюю нужду и, не выдержав чувства голода, забрался в один из садов Медины. Набрав пшеницы, я там же растолок ее и поел. Затем набрал немного зерен в
свой мешочек. И в это время в сад пришел хозяин и поймал меня. Он сильно избил меня и забрал мой мешочек. Затем, взяв за руки, повел к Мухаммаду (с.г.в), который, выслушав жалобу хозяина, сделал ему следующее замечание:
«Он был невеждой, ты его ничему не обучил. Он был голодным, ты его не накормил!»
Затем он приказал ему вернуть мой мешочек, и тот вернул мне его. После этого сам Мухаммад (с.г.в) дал мне несколько мер зерна».
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) даже к тем, кого он не любил, и кто мог в любой момент сделать какую-либо пакость, относился доброжелательно и мягко. Это он делал с целью оградить себя от их посягательств и лишних разговоров. Айша (радыйаллаху анху) рассказала такую историю:
«К Мухаммаду (с.г.в) как-то пришел некий человек. И когда ему назвали имя пришедшего, он промолвил:
- Это самый подлый человек своего племени!
Затем он позволил ему войти, и когда тот вошел в покои, Пророк (с.г.в) вежливо поговорил с ним. А когда он ушел, домашние спросили:
- О Посланник Аллаха! Ты был с ним так обходителен, а ведь совсем недавно ты неодобрительно отозвался о нем?
Он ответил следующее:
- В Судный День перед Аллахом самым отвратительным человеком будет тот, кто причинял неудобства людям, кто словами и действиями причинял боль другим, из-за чего все избегали его!
Пророк (с.г.в) не только сам был вежливым и обходительным с людьми, но и, посылая своих сподвижников в различные страны и города для призыва людей к истине и распространения светлого учения Ислама, всегда советовал им хорошо относиться к местным жителям, стараясь быть порядочными и учтивыми.
Как вспоминает Амр бин Мурра (радыйаллаху анху), услышав, как Мухаммад (с.г.в) призывает к Исламу, он сразу прибыл в Медину. Войдя к Пророку (с.г.в), он прочитал ему стихи. В ответ Мухаммад (с.г.в) воскликнул:
- Добро пожаловать, о Амр! Амр ответил:
- О Посланник Аллаха! Отправь меня обратно к моим соплеменникам. Так же, как Аллах посредством тебя оказал мне милость, может быть, посредством меня Он также окажет милость моему племени.
Тогда Пророк (с.г.в) отправил Амра назад и напоследок дал ему такой совет:
- О, Амр! Будь осторожен и будь вежлив с людьми. Никогда не лги и не груби. Избегай зависти и не будь надменным!
Человеческая психология такова, что никто не любит грубость и небрежное отношение. Даже если индивид груб по своей природе, он не любит, когда к нему резко обращаются.
Призывая людей к Исламу и обучая их основным религиозным положениям, к ним нужно относиться корректно и уважительно. Это является основным условием для установления дружеских отношений и оказания воздействия на душу человека.
Настоящий мусульманин воспринимает грешника как птицу, у которой сломаны оба крыла, и теперь она нуждается в лечении и уходе. Поэтому он думает только о том, как бы вылечить и успокоить больного человека, способствовать воцарению в его душе покоя и умиротворения.
Ректор медресе «Нур» Али СУЛЕЙМАНОВ.
|