Об Исламе • Ислам и наука
Авиценна — Хусейн, сын Абдаллаха и внук Сина, полное имя которого Абу Али аль Хуссейн ибн Абдуллах ибн Сина (в сокращении Ибн Сина или Абу Али Сина), родился в 370/980-81 году в деревне Афшане вблизи Бухары.
Бухара была в те годы столицей большого государства Саманидов, в состав которого входили Мавераннахр, Хорасан, Северный и Восточный Иран, и его господство распространялось на Хорезм, Систан, Горган (Джурджан), Решт, Газни, Чаганиан, Исфиджаб, Гарчистан (по верхнему Мургабу), Табаристан (Мазендеран).
Наиболее важными городами Саманидского государства, наряду со столицей Бухарой, были такие города как Самарканд, Нишапур, Мера, Ургенч, Герат, Газни, Балх.
Абу Али аль Хуссейн ибн Абдуллах ибн Сина родился в то время, когда империя Саманидов достигла своего наибольшего расцвета.
Отец Абу Али Сина - Абдаллах был родом из Балха, города, который в настоящее время находится на территории современного Афганистана. Балх был один из главных центров караванной торговли с Индией.
Абдуллах слыл культурными человеком, имел обширные связи. По профессии отец Хусейна был финансовым чиновником саманидской администрации.
В своих воспоминаниях Ибн Сина пишет:
«Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления Саманида Нух Ибн Мансура и занялся там работой в диване — канцелярией. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял в жены мою мать, по имени Ситара — звезда. Там же и родились сначала я, а затем и мой брат».
Родители назвали своего первенца Хусейном.
Отец серьезно занимался образованием сына. Дом Абдуллаха в Афшанах слыл местом, куда часто приезжали ученые из Бухары. Поэтому детство маленького Хусейна проходило в благородной атмосфере бухарской интеллектуальной элиты.
Рассказывают, что в этом возрасте Хусейн был очень «милым и умным» ребенком. Когда он шёл в мечеть, то местные жители останавливаясь, умилялись и восхищались им.
Хусейну было 5 лет, когда его отец переехал в Бухару, город, куда съезжались образованные люди со всего Востока: философы, поэты, врачи, музыканты.
В царствование Нуха ибн Мансура (976-997 гг.) и Мансура II (997-999 гг.) Бухара была одним из культурных центров Мавераннахра (региона заречья между Амударьёй и Сырдарьёй).
Сегодня на территории Мавераннахра расположена большая часть Узбекистана, запад Таджикистана, восток Туркменистана и южные регионы Казахстана.
Древнейшими и наиболее крупными городами Мавераннахра были Самарканд, Худжант, Хива, Туркестан и Бухара.
Ибн Сина был принят в начальную мусульманскую школу — мэктэб, которую закончил в 10 лет.
Хусейн с детского возраста обладал уникальной памятью, и к десяти годам знал наизусть весь Коран и тысячи хадисов пророка Мухаммада (мир ему!).
Абдуллах, отец Хусейна, был мудрым человеком, старался дать сыну достойное и разностороннее образование. Поэтому в 10 лет Хусейн, зная наизусть Коран, приступил к изучению словесных дисциплин (грамматики персидского и арабского языков, поэтики, риторики, литературы и истории). Математику Хусейн изучал у торговца Махмуда Массоха.
После завершения школьного образования Ибн Сина становится шейхом. Вспоминая свое детство, он писал: «К 10 годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».
Для Саманидского государства того времени характерен подъём культурной жизни.
Одной из характерных черт эпохи Саманидов является развитие в Мавераннахре мусульманской идеологии. Столица государства — Бухара превратилась в один из центров ислама на Востоке. Здесь был построен ряд выдающихся мечетей, в том числе соборная мечеть Бухары, ханака — приюты для странствующих суфиев, специальная мечеть для приезжих - намазгох. К данному времени относится и строительство первого духовного учебного заведения — медресе в Бухаре.
Исламской идеологии, считавшейся основой духовной жизни государств, покровительствовали известные ученые-теологи, или устоды (наставники). Позже их стали называть шейх уль-исламами. Саманиды придавали большое значение идеологии ислама. Для строительства соборной мечети, медресе и ханаки отводились лучшие места в городе, выделялись крупные средства. Во всех значительных городах существовали мусульманские школы (медресе).
В десятилетнем возрасте Хусейн не стал довольствоваться званием хафиза, а последовал мудрому требованию отца, который определил сына в медресе для изучения Мусульманского правоведения (фикх) в основе которого лежит Коран, сунна, иджма и кийас (логико-аналогическое толкование Корана). Логику и фикх Хусейн изучал у Исмаила Захида.
Домашним наставником Хусейна в Бухаре стал Абуабдулла ан-Натали, разносторонне образованный человек. Несмотря на то, что в своей автобиографии сам Ибн Сина снисходительно относится к своему учителю, думается, что в его становлении как ученого Абуабдулла ан-Натали (Натил - местность близ города Амул) сыграл определенную положительную роль, обучая его арабскому языку, грамматике, математике, стилистике, логике и геометрии.
«Пять, шесть теорем я изучил при помощи учителя, остальные — самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня», — вспоминал впоследствии Хусейн.
Абуабдулла ан-Натали не мог не заметить уникальный талант своего подопечного, поэтому перед тем как покинуть дом Абдуллаха и уехать из Бухары он посоветовал отцу Хусейна, чтобы его сын серьезно занялся наукой.
Когда Ибн Сине не исполнилось и двенадцати лет, по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи, он всерьез заинтересовался медициной.
Ему приходилось осматривать трупы, которые оставались после кровопролитных битв. «Посещал я больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись такие врата исцеления, что это не поддается описанию, а было мне в это время 16 лет», — писал Авиценна.
Сначала Ибн Сина изучал медицину под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного бухарского медика, но вскоре начал самостоятельную практику и за короткое время стал широко известным врачом.
В Бухаре в юном возрасте Ибн Сина увлекся и греческой философией.
Молодого ученого отличало упорство в достижении поставленной цели. Ибн Сина мог заниматься круглосуточно, прерывая занятия лишь на короткий сон.
Например, постигая философское учение Аристотеля, Ибн Сина 40 раз подряд прочел его книгу «Метафизика», в которой изложено учение о четырех принципах бытия. Он даже выучил содержание книги наизусть, но до конца так и не смог овладеть стилем аристотелевского научного мышления.
Однажды, проходя по книжному базару в Бухаре, Ибн Сина купил книгу Абдунасра ал-Фараби «Цели метафизики», которая и стала для него ключом к пониманию древнегреческого философа.
В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Но Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и Личность в соответствии с религиозным мировоззрением Ислама, исходящего из понимания абсолютного бытия как бесконечной Божественной Личности, недоступной теоретическому познанию мира, сотворившего его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающегося им.
Таким образом, к семнадцати годам Ибн Сина стал сложившимся ученым, обладавшим огромным запасом знаний.
Ибн Сина не только знакомился, но помимо философских дисциплин глубоко изучал химию, геологию, грамматику, историю, такие науки как математика, природоведение, логика, медицина. А также познавал мистику и кораническую экзегетику, которая изучает филологические аспекты коранического текста и буквальные [значения слов].
Именно в Бухаре закладывались основы энциклопедического знания Абу Али Сина.
Во время пребывания в Бухаре Ибн Сина занимался и медицинской практикой. Когда саманидский эмир Нух ибн Мансур заболел и придворные врачи не смогли вылечить правителя, то вызвали молодого известного врача Ибн Сину. Он избавил эмира от колик, и заслужил признание и уважение. Ибн Сину была оказана большая честь, и в его распоряжение поступила богатейшая дворцовая библиотека мира. В своей автобиографии Ибн Сина дает ее краткое описание. «Библиотека занимала ряд комнат. В каждой комнате хранились рукописные книги по какой-нибудь специальной отрасли: в одной комнате — по мусульманскому праву, в другой — произведения поэтов и т.д. Хранились рукописные книги в сундуках».
Именно в библиотеке молодой ученый проводил большую часть своего времени.
В 18 лет Ибн Сина вел активную переписку с крупнейшими учеными Востока, в том числе среднеазиатским ученым-энциклопедистом Бируни. А в 20 лет написал несколько книг: многотомный медицинский словарь, энциклопедию о естественных науках, книги разъяснений законов, состоящие из 20 томов.
Во дворце рода Мамуна в Бухаре Ибн Сина оставался до 22 лет, работая в качестве управляющего дворца саманидов.
Многое из задуманного осталось невыполненным в связи со смертью его отца в 999 г. и еще потому, что годы напряженного учения Ибн Сины совпали с непростыми годами в истории саманидского государства.
В 992 и 999 гг. Бухара дважды была захвачена племенами карахинидов. Уникальная дворцовая библиотека эмира сгорела.
Осенью 999 г. Илек-хан Наср занял Бухару, не встретив сопротивления.
ЖИЗНЬ В УРГЕНЧЕ
Наступившая в первые годы правления новой династии анархия заставила Ибн Сина покинуть Бухару и направиться ко двору Хорезм-шаха в Ургенч, где, находилось немало выдающихся ученых, которым власти покровительствовали.
Ургенч, богатый и высоко-культурный город, в то время был столицей объединенного Хорезма. Хорезмшахом тогда был Абулаббас Мамун (999 - 1016 гг.). У Хорезм-шаха работал визирь Абу-л-Хасан Сохейли. Оба были людьми образованные, покровительствовавшие ученым , поэтам и художникам, имена которые вписаны в мировую энциклопедию.
Среди них были такие ученые как Абу Сахл Масихи, Абу-л-Хайр Хаммар, Абу Наср Аррак и Абу Райхан Бируни. Под покровительством государства эти люди жили в достатке и занимались наукой.
Визирь Сохейли встретил радушно и Ибн Сину. Этот молодой ученый, обладающий не только талантом, но и энциклопедическими знаниями, в 392/1001-02 году вошел в круг интеллектуалов дворца Хорезм-шахов, и Сохейли назначил ему жалованье.
Ибн Сина некоторое время оставался под покровительством визиря Сохейли в Ургенче и усиленно занимался научными исследованиями: проводил физические и химические опыты, наблюдал за звездным небом. Но его пребывание в Ургенче не было продолжительным.
Султан Махмуд Газнави, известный правитель газнавидов, слышал о том, что самые известные и уважаемые ученые собрались в Ургенче под покровительством маленького государства Хорезм-шахов. А так присутствие выдающихся людей при дворе являлось свидетельством величия эмиров и падишахов, то за учеными шла настоящая охота.
Султан Махмуд Газневи потребовал, чтобы ученые прибыли в столицу, дабы оказать им особую почесть — присутствовать на собрании у султана. Есть свидетельства о том, что султан вынес Ибн Сине смертный приговор.
ЖИЗНЬ В ГУРГАНЕ
Ибн Сина и его учитель Масихи отказались ехать к султану и решили бежать через пустыню Кара-Кум.
Что было дальше, читаем в «Чахар-макале» Низами Арузи Самарканди: «Затем ходжа снарядил Абу Али и Абу Сахла, дал им в дорогу проводника, и они выступили по гурганской дороге по направлению в Гурган. Однако в Хорезмской пустыне они сбились с пути. Абу Сахл умер в пустыне, а Абу Али вместе со своим проводником смог доехать до Абиверда (город, остатки которого находятся в Туркменистане). Оттуда он перебрался в Тус, а далее в Нишапур. Ибн Сина чудом спасся. Но султан Махмуд Газневи не отступил от своего намерения. Художник Абу Наср Аррак нарисовал на бумаге портрет Абу Али, а султан, пригласив художников, приказал им сделать сорок копий с портрета, которые были разосланы по городам и областям. За голову Ибн Сина была обещана большая награда.
Но Аллах хранил Абу Али и он добрался до Гургана (город в современном Иране) ко двору Шамс ул-Маали Кабус Вошмгира, который был одним из эмиров государства рода Зияр. Однако в это время восстало войско Кабуса, и эмира сместили с престола и заточили в зиндан. На трон был возведен его сын Манучехр.
В связи с этими политическими событиями Ибн Сина остался в Гургане незамеченным, и, будучи практикующим врачом, начал лечить больных.
Человек по имени Абу Мухаммед Ширази, почитающий науку, обратил внимание на талант и глубокие, разносторонние знания врача и купил для него соседний дом. Он попросил Абу Али написать книгу, поэтому Абу Али на некоторое время задержался в Гургане. В это время Ибн Сина начал работать над «Каноном врачебной науки».
Но спокойная жизнь Абу Али в Гургане продолжалась недолго. Прошло немного времени, и Абу Али был вынужден оставить город, так как лазутчики султана Махмуда Газнави искали его. С другой стороны, эмир Манучехр находился в дружбе с султаном Махмудом, и Абу Али боялся того, что эмир сам сдаст его людям султана.
Поэтому Ибн Сина оставил Гурган и отправился в Рей.
Одним из знаменательных событий, произошедшим в Гургане, для Абу Али было его знакомство с Абу Обейд Джузджани, который стал его учеником.
Абу Обейд, который стал самым знаменитым учеником Ибн Сины, через некоторое время написал книгу о жизнеописании учителя, включающую события жизни Ибн Сины от рождения до смерти. То, что относится к рождению, детству, юношеству, молодости, до прибытия в Гурган, Ибн Сина рассказывал ему сам. Остальное Абу Обейд написал сам и собрал в трактате под названием «Трактат об истории жизни».
Ибн Сина в 404/1013-14 году, когда ему было 34 года, оставил Гурган и отправился в Рей.
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ
В Рее Ибн Сина поступил на службу к эмиру рода Бундов - Маджд уд-Доуле и его матери Ширин, по прозвищу Сеййеде Умм ул-Молук. Эта семья - мать и сын оказали ему почести. Ибн Сина на некоторое время остался в Рее и лечил Маджд уд-Доуле, который болел меланхолией /раздражительностью/. После успешного врачевания авторитет Ибн Сины повысился.
Однако Ибн Сина остался в Рее ненадолго. Когда султан Махмуд вознамерился отправиться в Иран, Абу Али Сина, опасаясь его, опять вынужден был оставить Рей и отправиться в Казвин. А через некоторое время он оставил Казвин и направился в Хамадан.
В то время в Хамадане правило государство рода Бундов, и правителем был Шамс уд-Доуле. Шамс уд-Доуле был болен, его мучили колики. Как врач Ибн Сина пользовался огромным уважением и почетом, поэтому он был приглашен к постели больного. Лечение эмира продолжалось 40 дней, и за все это время Ибн Сина не отлучался от его постели. Это сблизило Шамс уд-Доуле с врачом и ученым. В 406/1015-16 году Ибн Сина был назначен визирем-министром. Рассказывают, что в истории ислама это был первый случай, когда врач смог стать министром.
Несмотря на огромную ответственность, Ибн Сина не оставил свои занятия и продолжал писать книги. Днем он работал визирем - министром, занятия с учениками проводил вечером, а ночью занимался наукой. В Хамадане он начал писать книги «Шифа» ('"Исцеление") и «Канон» ('"Закон").
Но, будучи талантливым человеком Ибн Сина приобрел массу врагов. Ученый философ всегда отличался независимостью суждений, а его труды при жизни подвергались запрету. Много врагов Ибн Сина нажил себе и среди военных. Однажды воины выступили против него, напали на дом, где он жил, и даже потребовали у Шамс уд-Доуле, чтобы он его казнил. Но эмир воздержался от этого и только отстранил его от государственной службы, заменив казнь изгнанием.
Ибн Сина, опасаясь бунтарей, скрылся в доме Абу Сайд ибн Дахдука. Прошло 40 дней. За это время у Шамс уд-Доуле вновь начались колики. Поэтому он вновь вызвал Ибн Сину во дворец и попросил извинения. Ибн Сина вновь исцелил больного. Шамс уд-Доуле повторно назначил его визирем. После этого Ибн Сина в течение нескольких лет ведал государственными делами. Однако ученый никогда не бросал свои занятия. Ибн Сина продолжал работать вплоть до смерти Шамс уд- Доуле - до 412/1021-22 года. Но после смерти эмира Ибн Сина отказал в просьбе его сына Саха уд-Доуле продолжить работать визирем.
В связи с тем, что государство рода Бундов в Хамадане теряло свои политические позиции, жизнь АбуАли Сина вновь оказалась под угрозой. На этот раз он нашел убежище в доме Абу Галиб Аттара и здесь тоже продолжил писать книги и дополнил свое сочинение «Шифа».
В это время он тайно начал переписываться с Ала уд-Доуле Какуе, эмиром Исфахана, который правил от имени государства Бундов. Амир Исфахана попросил Абу Али присоединиться к его двору. Однако весть о его тайной переписке дошла до чиновников государства, и это стало причиной того, что Ибн Сину арестовали и заточили в крепость Фарраджан.
Заключение в крепости длилось 4 месяца. Ибн Сина усердно работал даже в застенках. Он написал книгу «Хайп ибн йакзан» ("Живой сын бодрствующего").
В конце концов, правитель Исфахана Ала уд-Доуле напал на Хамадан, и Ибн Сина освободили и он возвратился в Хамадан.
Но уже через некоторое время Ибн Сина,облачившись в суфийском одеяние, вместе с учеником Абу Обейд Джузджани и двумя гуламами поехал в Исфахан. Ала уд-Доуле оказал ему достойные почести, и Ибн Сина на 14 лет остался в Исфахане.
В Исфахане Ибн Сина пользовался поддержкой Ала уд-Доуле и его родственников. В течение 14 лет ученый занимался обучением Ала уд-Доуле.
В Исфахане он завершил работу над своими книгами «Шифа» и «Канон», и написал еще известную книгу «Книга знаний», посвятив ее Ала уд-Доуле.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ
Последние годы жизни Абу Али Сина совпали с нашествиями и набегами войск султана Масуда Газнави в центральные районы Ирана. Ала уд-Доуле то успешно воевал с ним, то терпел поражение. Абу Али также участвовал во многих походах. Эти военные походы сказались как на его здоровье, так и на достатке.
Однажды воины газнавидов разграбили его дом в Исфахане и увезли в Газна все его вещи и книги. Как-то во время похода, когда Абу Али был вместе с Ала уд-Доуле, у ученого начались колики. Абу Али возвратили в Исфахан, и его состояние улучшилось. Но вскоре он вновь почувствовал недомогание. После лечения, когда он почувствовал относительное облегчение, он вместе с Ала уд-Доуле отправился в Хамадан. Но в пути состояние Абу Али вновь ухудшилось. Его доставили в Хамадан.
На этот раз врач Авиценна понял, что улучшения не будет, и смерть близка. Он раздал долги. И последние дни жизни посвятил чтению Корана.
Абу Али Сина скончался в месяц Рамадан 428 (июль 1037) года в возрасте 58 лет.
Похоронили выдающегося ученого Ибн Сину у стен крепости города Хамадан. А через 8 месяцев его прах был перевезен в Исфахан и погребен в мавзолее Аль ад-Даула.
ВЕЛИКИЙ ВРАЧ ИСТОРИИ
Ибн Сина - один из великих врачевателей в истории человечества. Он обладал удивительной способностью к самостоятельному творческому мышлению и был из тех ученых, кто проверял научную мысль опытом. Ибн Сина занимался патологоанатомической практикой и был первым из хирургов, кто провел трепанацию черепа. В принципе медицина Ибн Сины – это в первую очередь охрана здоровья, а не лечение болезни. Он придавал особое значение физической культуре и предлагал для каждого возраста определенные физические упражнения. Рассказывают, что ему принадлежит деление болезней на внутренние и внешние. Считают также, что Ибн Сина является основоположником педиатрии. Впервые Ибн Сина правильно описал мышцы глаз. Он имел авторитет и в психологии и был убежден в том, что между душевным и физическим состоянием человека имеется связь. Он иногда лечил некоторых больных с помощью психотерапии. Самой важной его книгой по медицине является «Канон». Абу Али одну главу этой книги написал в Гургане, другую - в Рее, а остальные - в Хамадане и Исфахане. В этой книге можно найти удивительные лекарства и рецепты лечения, имеющие большое значение.
«Канон» состоит из пяти книг, каждая из них посвящена одной теме.
Пятая книга - это отдельная книга по фармакологии. Книга «Канон» прославилась до такой степени, что оказала влияние на славу книги «Ал-хави» Рази и «Камил ус-санае» Али ибн Аббас Маджуси. Эта книга в течение долгих веков служила авторитетным учебником в медицинских учебных заведениях и университетах Востока и Запада. На эту книгу написано очень много комментариев и подготовлены сокращенные варианты.
Абу Али Ибн Сина сам однажды кратко изложил в стихах свою книгу «Канон» и называл ее «Арджузе фи-т-тибб» ("Касыда о медицине").
ИБН СИНА И ДРУГИЕ НАУКИ
Ибн Сина был авторитетом в математике и астрономии, и некоторые главы книги «Шифа» («Исцеление») посвящены этим отраслям науки. Он так же разбирался в музыке и об этом написал книгу.
Рассказывают, что Ибн Сина был талантлив в поэзии и стихотворчестве. Ему принадлежат арабские и персидские стихотворения. Его важным арабским стихотворением является «Касыда айныйе рухиййа»
ТРУДЫ
Количество книг и трактатов, которые Ибн Сины писал на фарси-дари и на арабским языке около 250 наименований. Он был плодовитым ученым и писал в очень трудных условиях войны, бегства, заточения и скитания.
Одной из выдающихся книг Ибн Сины, которая считается его последним произведением, называется «Ишарат ва танбихат» ("Книга указаний и наставлений"). Эта книга написана очень изящной арабской прозой. Другое важное и известное его произведение - «Данишнама-и- Алайи» ('"Книга знаний"), написанная в Исфахане. Шах-мердан ибн Аби-л-Хайр в своей книге «Нузхат-наме-е Алайи» ("Книга чистоты") излагает причину написания этой философской богословской книги так: «Слышал, что прежний правитель Ала уд-Доуле, сказал ходжа раису Абу Али Сине: «Если греческие науки были бы на персидском языке, я мог бы изучать их». По этой причине Абу Али Сина по велению /правителя/ сочинил «Книгу знаний». Когда он написал /книгу/ и преподнес /ее Ала уд-Доуле/, тот так ничего и не понял из этой книги». Из остальных его произведений можно назвать «Уйун ул-хикма» ("'Источники мудрости"), «Тааликат» ('"Дополнения"), «Хайй ибн йакзан» ("'Живой сын бодрствующего") и другие произведения.
Абу Али Сина воспитал известных учеников, из которых самым прославленным был Абу Обейд Джузджани, который последние 25 лет жизни Абу Али, находился всегда рядом с ним. Он считается научным сотрудником Абу Али Сины. Это он написал «Трактат об истории жизни великого ученого». Из других учеников Абу Али следует упомянуть Кийа Райис Бахманёра, который позднее считался одним из мудрецов XI века.
|