Исторические личности: Абду-н-Наср Курсави
Абду-н-Наср Курсави был одним из наиболее выдающихся личностей своего времени. Родился он в деревне Курса, под Казанью, ориентировочно в 1771 году.
Начальное образование он получил в деревне Мечкере Малмыжского уезда (ныне Кукморский район Татарстана).
Первым его учителем был Мухамедрахим ибн Юсуф Ашыти-Мечкереви, который предсказал: «В этом ребёнке есть признаки истинного наставничества, возможно он станет обладателем многих совершенств».
Курсави, отличавшийся пытливым умом, исключительной памятью, во многих вопросах не довольствовался поверхностными объяснениями учителя. Он стремился к новым знаниям.
Старший брат его занимался торговлей и ему приходилось бывать в Бухаре, где он вошёл в круг общения шейха Нияза Кули Туркмени и посещал его собрания.
Он и сыграл определяющую роль в становлении взглядов Курсави.
Для совершенствования своих знаний он отправляется в Бухару. Но учебная программа там была установлена ещё в средневековье, и методы обучения носили формальный характер.
Однако, благодаря своему упорству и самообразованию, Курсави превзошёл не только своих учителей, но и признанных бухарских авторитетов.
Атмосфера интеллектуального застоя в медресе, отсутствие творческой мысли, косность улемов разочаровали его. В итоге он принимается за самостоятельное изучение основ Ислама, обращаясь к трудам наиболее ранних авторов. В них он находит близкие ему по духу возрожденческие идеи, и критику схоластической теологии — калама.
Духовные искания его тоже приводят к шейху Ниязу Кули Туркмени. Курсави стал его мюридом (ученик, последователь шейха). В окружении шейха он встретил много соотечественников, ставших его друзьями.
За 4 года, проведённые в общении с шейхом, оформились его взгляды и мировоззрение. Получив разрешение на наставничество, Курсави возвращается на родину и там становится имам-хатыбом и мударисом в родном селении Курса.
По прошествии времени он вновь отправляется в Бухару. На сей раз его пребывание там сопровождалось огромными скандалами. Они были вызваны с проблемами, связанными сущностью и атрибутами Аллаха. Одни бухарские улемы считали, что имеется 7 божественных атрибутов, а другие - 8.
Но Курсави не поддерживал ни одного из них. Он утверждал, что верны только те определения, которые были даны в Коране, самим Всевышним. А там не оговаривается число атрибутов (качеств, свойств) Аллаха.
Взгляды Курсави вызвали недовольство у большой части бухарских улемов. Был созван специальный меджлис, где выяснялись убеждения татарского улема, где участвовал и сам эмир Хайдар.
При этом издали фетву, согласно которой любой мусульманин, не признавший 7 или 8 божественных атрибутов, считался вероотступником и подлежал смертной казни. Но шейх Нияз Кули открыто выступил в защиту своего ученика и угрожал поднять народ, если эмир не освободит его от казни.
По совету шейха, Курсави тайно бежал из города и приехал в Хиву, где ценили его усердия в вере. Он был принят правителем Хивы и удостоин суфийского звания.
Ему предлагали там преподавать в медресе. Но он возвращается на родину и преподаёт по своей программе, отличающейся от общепринятой. В итоге он воспитал много талантливых шакирдов, преданных ему и его учению.
Между тем, из Бухары в адрес местных улемов приходят послания, где его оценивают как «еретика» и «вероотступника». На него отправляется донос в Духовное собрание. Уставший от нападок, Курсави отправляется в хадж. Доехав до Стамбула, он неожиданно умер и был похоронен на кладбище Ускюдаре, вблизи Соборной мечети.
Вокруг его смерти тоже кроется много загадок.
Среди наследия Курсави наиболее серьёзным является «Хафтияк тафсире» («Толкование 1/7 частей Корана»).
Наибольшую известность получило его сочинение «Аль-Иршад лиаль-ибад» («Наставления для рабов Божьих»), изданное в1903 году.
Курсави поднимал проблему, связанную с понятием иджтихад — право выносить суждения по вопросам фикха (мусульманского права).
В стадии становления Ислама обладателями этого права считались сподвижники Пророка - передатчики достоверных хадисов и основатели четырёх мазхабов. Тогда считалось, что только они имели право на иджтихад. Но в связи с началом движения «мусульманской реформации» актуальность необходимости иджтихада возникла снова.
Однако тогда существовало мнение, что суждения по Корану и Сунне могли осуществлять только сахабы (сподвижники Пророка (с.г.в.). Считалось, что это не доступно для понимания населения той эпохи.
Бытовало мнение, что следует ориентироваться лишь на доводы авторитетных учёных. То есть, вместо Корана и Сунны люди должны были использовать только книги калама и фикха.
Курсави же отстаивал мысль о преимуществе хадисов над фетвами (правовыми заключениями).
Люди же, из-за своего невежества, тогда забывали о высказываниях Пророка. Они полагались только на высказывания толкователей, которые вводили всякие новшества.
Он, как сторонник учения Газзали, стремился совмещать суфийские идеалы и ортодоксальное учение: веру и знания, разум и сердце.
Курсави резко осуждал такие проявления нововведений в сфере обрядов:
- плата за чтение Корана и за совершение молитвы;
- домыслы об Аллахе и его качествах;
- бидгатов в образовании — занятия философией и каламом;
- отказ от изучения Корана и Сунны;
- отступление от пути первых мусульман, их наук и морали.
Курсави считал, что в случае упадка религиозной морали не только можно, но и нужно противостоять заблуждениям общества, во имя сохранения истины и веры. Он определил новый характер взаимоотношений человека и общества. Считал, что противостояние безобразиям толпы — это вид самоотверженного служения божественной истине, Исламу.
Фарид Шириязданов.
поделиться: